Двор парижского детсада на авеню Домениль не похож на что-то очень инновационное. Но посмотрите внимательнее. Пространство было переделано так, чтобы дети могли играть и не ощущать на себе последствия меняющегося климата — повышение температуры и влаги. Во время летних каникул здесь сняли водонепроницаемое бетонное покрытие и заменили его пористым материалом, который впитывает дождевую воду, как губка. На это основание положено покрытие, которое пропускает воду внутрь, чтобы не случилось потопа.
На бетонных стенах детсада появятся виноградные лозы. Они нужны, чтобы не давать летней жаре нагревать здание. Деревья же будут давать тенёк на игровой площадке.Но за этими нововведениями стоит большая история. Думайте об этой площадке, как о маленьком символе того, что Париж превращается в самый благоприятный с точки зрения окружающей среды город. Помимо озеленения, его «охлаждают», не говоря уже о намерениях покончить с загрязнением воздуха и выбросами углерода.
Селиа Блоэль, отвечающая за окружающую среду в Париже, рассказала CityLab о программе: «То, что мы делаем, можно назвать революцией. Мы верим, что наш взгляд на город действительно нов. В город возвращается природа. Мы начнем преобразования с тех мест, где основную часть своего времени проводят дети. Но если смотреть шире, то мы хотим вырваться из под власти бетона и подготовить город к переменам».
Подобные громкие обещания вполне обоснованы, поскольку помимо детского сада на авеню Домениль существует ряд других проектов подобного рода. К 2019 году помимо этой детской площадки появятся еще 40 аналогичных пространств. При участии международной организации «Сто комфортных городов» будут переделаны улицы. Они станут безопасным местом для игр и комфортными во время жары и ураганов. На случаи, если в городе произойдет катастрофа — от природного катаклизма до террористических актов — будут сформированы бригады волонтеров.Мэр Анн Идальго считает, что для воплощения этих проектов денег и политической воли недостаточно. Потребуется переосмысление французского отношения к деревьям в городской среде. Французы привыкли всячески контролировать их рост. Сейчас парижские парки наполовину состоят из камней, а та трава, которая есть, огорожена и является только украшением — ей положено любоваться, а ходить по ней нельзя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отход от этого принципа на детской площадке может вызвать удивление.
Идальго объясняет смену ориентиров тем, что в прошлом человек воспринимал природу как нечто опасное. Но сегодня всем очевидно, что, окружив себя растениями, мы будем чувствовать себя куда комфортнее в жаркую погоду. А обычный контакт с ними никого не убьет. Все очень просто.
Части пазла
Озеленение детских площадок — лишь один из способов бороться с эффектом «жаркого острова», от которого страдает Париж. Летом в городе появились первые три «островка прохлады». Это специально обустроенные общественные пространства, где горожане могут спастись от жары. Здесь свежо и комфортно. Ожидается, что в будущем духота в Париже будет только нарастать, поэтому таких «островков» станет больше. Их объединят в единую систему, а чтобы парижане могли быстро найти прохладное укрытие, власти выпустили мобильное приложение с расположением таких зон.
Помимо этого, основные площади на бульварах Парижа уже озеленяются. С 2014 по 2020 годы часть улиц сузят, а на месте автомобильных полос появятся в общей сложности 20 тысяч деревьев. К ним добавится 202 гектара зеленых крыш. А в перспективе на 2050 год Париж планирует свести выбросы углеводорода к нулю.
Совсем недавно ООН выпустила новый доклад об изменениях климата. Его итоги неутешительны: у человечества осталось лишь 12 лет, чтобы не допустить начала катастрофической фазы глобального потепления. На фоне таких новостей планы парижан ввести электробусы, сделать больше велодорожек, посадить больше деревьев, сократить число машин становятся жизненно важными.
Управляющий директор «Ста комфортных городов» Майкл Беркович считает, что программу его организации нельзя свести к фразе «В городе такая духота. Давайте сделаем так, чтобы ее не было». Все куда шире. Можно начать с регулирования климата, но затем, например, работать над усовершенствованием системы водостоков, чтобы она не нагружалась во время ливней. «Сами по себе новые пространства имеют большой потенциал. Они могут стать местом, где люди будут взаимодействовать друг с другом. Они ведут прямо на улицы, поэтому здесь можно сделать все для приятного времяпрепровождения и налаживания связей внутри общества. В условиях миграционного кризиса и угрозы террористических атак это только помогло бы Парижу. Мы бы хотели вдохновить на это города во всем мире» — говорит Беркович.
Как уже говорилось, в Париже работают над сокращением выбросов углеводорода, который влияет на экологическое состояние города. Вероятно, в этом направлении столица Франции ушла дальше остальных мегаполисов мира. Прошлый мэр Парижа ввел в городе первую в мире крупную программу велопроката. Одновременно в городе ограничивают частный автотранспорт. Так, например, машинам теперь запрещено ездить по набережной Сены. Тоже самое постепенно происходит и с прилегающими улицами. Чтобы эти меры не повлияли на маломобильных граждан, для них был введен бесплатный проезд в общественном транспорте.
Новые инициативы появляются каждый месяц. Например, в октябре город объявил, что в центральных округах дни без автомобиля станут проводиться ежемесячно.
Сопротивление
Действия администрации Идальго вызвали бурную реакцию. Больше всего споров идёт вокруг запрета на въезд автомобилей к Сене (это была основная сквозная дорога в городе) и возвращение на набережную велосипедистов с пешеходами.
Против нововведения выступила и полиция, которой, по ее словам, стало сложнее отправляться на выезды. В феврале 2018 года федерация ритейлеров, ассоциации водителей и чиновники Большого Парижа (в него входит сам Париж и несколько соседних регионов) смогли добиться снятия запрета. Суд признал, что некоторые из мер городской администрации по улучшению экологической ситуации в городе были спорными.
Городские власти подали аппеляцию, выпустив переформулированное постановление, которое вновь позволит создавать пешеходные зоны в туристических местах и исторической части города. Вероятнее всего, вердикт будет вынесен в пользу мэрии.
Другой случай: при замене оператора городского проката, огромная часть станций оказалась просто непригодна для эксплуатации. Разумеется, ни одна из этих проблем не повлияет на планы по улучшению экологии Парижа. Но все же это отразилось на общественном доверии, благодаря которому мэрия может воплощать свои планы.
Мэр Идальго настаивает, что сопротивление ее команде идет не от парижан. Проблема в самоидентификации самого города, который одновременно является политическим и экономическим центром Франции, а также местом, где живут простые люди.«Париж — это столица. И порой случается так, что люди, рассуждающие о нем, здесь даже не живут. Нам приходится сталкиваться с лобби людей, которые хотят сохранить старый мир, где высшей ценностью была энергия ископаемого топлива, а не люди. Я являюсь рупором тех людей, которые действительно живут в городе. Это горожане, пожелавшие изменить Париж, и их очень много. Каждый раз, когда мы предлагаем что-то, что сделает их жизнь приятнее и комфортнее, они выражают поддержку. Желания парижан ничем не отличается от нужд жителей других городах Франции и мира. Им нужны работающие школы, чистый воздух, чтобы дышать, детские сады, дома престарелых, где люди с достоинством проведут старость, возможность помогать бездомным», — говорит Идальго.
Следующие выборы мэра пройдут в 2020 году. Именно они покажут, смогла ли Идальго и ее команда дать парижанам то, что им было нужно. Угрозы, которые несет изменение климата, становятся все более реальными. В то же время становится очевидно, что государства не в состоянии полностью решить эту проблему. Поэтому городам всего мира следует посмотреть на Париж, который приходит на помощь правительству и берет часть обязанностей на себя. Но помимо этого урока, мэр Идальго дает и другой: если вы хотите изменить свой город — готовьтесь к битве.
Для вас эту заметку из CityLab перевел Василий Лужбин. Поддержать редакцию: