После перехода многих жителей города на удалённую работу количество автомобилей на улицах города резко сократилось. Это побудило власти Брюсселя оборудовать 40 километров велодорожек, в том числе на основных улицах, которые связывают Европейский квартал с центром города.
С сегодняшнего дня весь исторический центр города — пространство «медленных улиц». На них запрещено ездить со скоростью более 20 км/ч (даже на велосипеде!), а приоритет движения — у пешеходов и велосипедистов. Суть задумки — отдать больше пространства горожанам в период, когда всем нужно соблюдать дистанцию в полтора метра друг от друга. Тем самым градостроители хотят уменьшить количество ситуаций, когда люди буквально не могут поделить тротуар и безопасно разойтись..
«Это временные меры, так мы реагируем на кризис», — заявила министр мобильности Брюсселя Элке ван ден Брандт. Она — одна из трёх представителей партии «зелёных» в городском правительстве. В прошлом году власти Брюсселя приняли новый план городской мобильности, по которому столица Бельгии должна стать более дружелюбной к пешеходам и велосипедистам.
«Важно, чтобы мы стали городом 21-го века. Абсолютное доминирование автомобилей в городе — привет из века 20-го», — заявила она. «Мы хотим видеть город, в котором безопасно ходить пешком и ездить на велосипеде, где чистый воздух важнее автомобилей, где пешеходы и велосипедисты больше не уязвимые участники дорожного движения… это принесёт пользу всем».
Но приведёт ли коронавирус к отказу жителей Брюсселя от привычки водить автомобиль? С 1950-х годов Брюссель развивался как автомобильный город — в историческом центре появлялись парковки, некогда тихие районы разрезались многополосными шоссе. Парк 50-летия, зелёная зона с триумфальной аркой, в 1970-е годы был разделён на две части просветами четырёхполосного тоннеля. До 1991 года на главной площади Брюсселя вообще была парковка прямо перед построенным в XV веке зданием отеля. Даже в 2020 году, до коронавируса, многие другие исторические площади всё ещё оставались запаркованными, а доля велосипедистов в Брюсселе меньше, чем в других схожих по размеру городах вроде Копенгагена, Амстердама, Хельсинки и Мюнхена.
Исполнительный директор брюссельской организации «Транспорт и окружающая среда» Вильям Тодт утверждает: «Брюссель строился для маятниковой миграции. Магистрали и кольцевую дорогу построили специально таким образом, чтобы на работу в Брюссель и обратно можно было быстро и с комфортом домчаться на автомобиле. Мы боремся с этим наследием вот уже 30 лет, и ситуация понемногу меняется». По его мнению, сейчас, когда многие работают из дома, «нужно воспользоваться моментом и нарастить успех».
Проблема кроется ещё и в особенностях налогообложения Бельгии. Страну неспроста называют «раем для корпоративных автомобилей». Сотрудникам выгодно вместо части зарплаты получать от своей компании в аренду автомобиль, тем самым снижая сумму выплачиваемых налогов. Неудивительно, учитывая, что в Бельгии — один из самых высоких НДФЛ в Европе.
«Тяжело избавиться от созданного нами же монстра», — считает Тодт. «От корпоративных машин избавиться невозможно, уж слишком привлекательна эта система». Но на федеральном уровне уже идут переговоры о том, что в будущем корпоративные автомобили смогут быть только электрическими.
Власти Брюссельского региона также хотят, чтобы ответственное за железные дороги правительство страны оптимизировало работу поездов, идущих из пригородов в центр. Так у людей появится качественная альтернатива поездкам на автомобиле.
По мнению ван ден Брандт, понадобится ещё и изменение привычного распорядка дня. Если расписание сотрудников станет более гибким, это тоже сыграет свою роль для городской мобильности, как и работа на удалёнке.