Законопроект о нулевой смертности: мировой опыт

22 декабря 2020 г.

Сегодня на заседании комиссии Мосгордумы по безопасности депутаты рассмотрели предложенный Дарьей Бесединой законопроект о нулевой смертности на улицах Москвы. Это обязательный шаг перед тем, как уже на заседании всей Думы они проголосуют за или против его принятия (надеемся на первое, разумеется). Комиссия же наш законопроект не одобрила.

Работая над этим законопроектом, мы руководствовались лучшей мировой практикой. В городах, где приняты программы нулевой смертности в авариях, начинали с создания таких комиссий, или task forces. Они рассматривают текущую дорожную обстановку со всех сторон, выявляют очаги аварийности и предлагают варианты решений проблемы. Как показал опыт, это помогает снизить количество аварий со смертельным исходом или травмами. Нет никакой причины, чтобы такой подход не сработал и у нас — но важно, чтобы у этих комиссий были полномочия, возможности и ответственность влиять на проектирование безопасных улиц города.

Как у них

Чтобы программа Vision Zero работала, нужна скоординированная работа по многим направлениям — и в транспорте, и в здравоохранении, и в правоприменении, и в технологиях. Например, в Нью-Йорке в городскую комиссию по безопасности дорожного движения входят люди из:

  • мэрии — из отдела по организации работы и отдела по общественным делам;
  • департамента транспорта;
  • полиции;
  • комиссии по такси;
  • департамента городских административных служб;
  • департамента здравоохранения;
  • комитета по деловой этике;
  • юридического департамента;
  • отдела по бюджету;
  • отдела по делам районов;
  • транспортного управления Нью-Йорка.

Представители всех этих структур собираются два раза в месяц, обмениваются данными и анализируют, что и как можно улучшить ради большего снижения смертности.

Эффективная работа комиссии по безопасности начинается с постановки чётких целей и измеримых критериев успеха — нельзя просто так взять и собрать экспертов, у каждого из которых будут свои приоритеты и прошлый опыт. Есть определённый цикл, которому должна следовать комиссия.


Для начала — разработка плана действий и назначение ответственных за его исполнение. Здесь самое важное, чтобы на комиссию была возложена коллективная ответственность за предлагаемые ею стратегии и цели.

Затем — внедрение и отслеживание. В плане действий записаны шаги, реализация которых как раз и обсуждается на встречах два раза в месяц — с презентациями, измерением успешности по установленным KPI и так далее.

И наконец, накопление опыта и оценка. Важно, чтобы члены комиссии, помимо внедрения Vision Zero, перенимали опыт друг друга. Мэрия Нью-Йорка постоянно отслеживает продвижение всех ответственных к цели и выпускает отчёт на каждое заседание комиссии. Это необходимо, учитывая огромное количество проектов, которые одновременно находятся в работе.

В других городах США у такого рода комиссий есть и свои особенности. Например, в Сан-Франциско в её главе стоят одновременно департаменты транспорта и здравоохранения, а в Портленде половина членов комиссии — представители общественных организаций, которые, в частности, работают над проблемами пешеходов и велосипедистов. Мы в своём законопроекте тоже предлагаем несколько мест в комиссии отвести общественным организациям.

Посмотрим, как депутаты Мосгордумы на заседании отнесутся к нашему законопроекту. Он как раз предлагает наделить Городскую комиссию по безопасности дорожного движения полномочиями для разработки программы по достижению нулевой смертности. Такие же комиссии на уровне округов будут уже более детально смотреть на ситуацию в каждом конкретном случае. Что важно, войдут в такие комиссии не только всякого рода чиновники, но и представители общественности, и врачи, и проектировщики, и многие другие люди с экспертизой в смежных областях. В случае его принятия Москва приблизится к достижению нулевой смертности на дорогах — простаивающие сейчас комиссии смогут предлагать конкретные меры, которые сделают наши улицы безопаснее.

Сбор регулярных пожертвований в Тулу
Собрано 7 200 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Тулу
Собрано 7 200 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему