Осенью наше сочинское отделение исследовало визуальный мусор в своём городе. Улицы курорта пестрят рекламными баннерами и зазывают туристов в рестораны и на экскурсии. Видимых попыток изменить ситуацию и как-то повлиять на облик города не было уже несколько лет.
Волонтёры отделения проанализировали три центральных улицы города — Навагинскую, Московскую и Приморскую — определив, сколько загрязняющих облик улиц элементов на них находится. Эти элементы были разделены на 3 категории: незаконные объекты, законные объекты и «серая зона». В категорию незаконных объектов попали постеры и бумажные объявления на уличных фонарях и фасадах, надписи на асфальте и неправильно припаркованные автомобили, законных — реклама на фасадах и крышах домов, а также на навигации, стационарные конструкции, постеры на специальных афишах и крупные вывески магазинов. В серой зоне — замаскированная реклама, вендинговые автоматы, уличные торговые павильоны, скопления проводов, наружные тепловые трубы и кондиционеры на фасадах домов.
Главной проблемой Навагинской улицы стали именно кондиционеры, которых мы насчитали на фасадах домов аж 251. Понятно, что в Сочи летом жарко, но с этим можно справиться и не портя облик города и фасады зданий. На втором месте по количеству здесь оказались крупные вывески — их на Навагинской 157 штук. С парковкой на этой улице тоже проблема: аж 74 человека припарковались неправильно.
Такие же проблемы мы выявили и на Московской улице — но в своеобразном топе крупные вывески (172 штуки) здесь опередили кондиционеры (69). Припаркованные автомобили опять заняли третье место в отчёте волонтеров. Также мы нашли 14 рекламных баннеров, мимикрирующих под уличные указатели.
Главная проблема Приморской улицы — постеры на фасадах пляжных раздевалок и зданий кафе, их там набралось аж 122 штуки. Крупных вывесок магазинов здесь не так много, как на Навагинской или Московской, но их всё равно набралось аж 89 штук. На третьем месте уличные торговые павильоны — их здесь 59 штук.
Подробные результаты исследования доступны в гугл-таблице.
Помимо собственно подсчёта, волонтёры сфотографировали улицы и выделили одним цветом весь визуальный мусор. На такой визуализации особенно заметно, как много городского пространства — это визуальный мусор.
Наше отделение направило письмо в департамент архитектуры и градостроительства города Сочи. В нём мы рекомендуем:
- Разработать дизайн-код города, взяв за пример опыт других городов России — Краснодара, Москвы или Белгорода.
- Упростить горожанам возможность писать жалобы и вообще оставлять обратную связь по поводу рекламы и облика города, создав для этого онлайн-платформу.
- Запретить размещение LED-экранов рядом с крупными транспортными артериями и сократить количество баннеров вдоль дорог — они повышают риск попасть в аварию.
- Провести ревизию мест под рекламные конструкции и вывески в городе и создать оцифрованную открытую базу данных по вывескам и рекламе города.
- Избавиться от «серых» видов рекламы (велосипеды-штендеры, проекторы, мимикрирующая под указатели реклама), внеся поправки в правила благоустройства города. Также ограничить размещение рекламы на пляжных конструкциях: раздевалках и душевых.
- Покрывать фонарные столбы антивандальной краской для защиты от бумажных объявлений.