Жёлтые eléctricos, или попросту трамваи, — не просто символ столицы Португалии Лиссабона. Это привет из начала прошлого века, который снова входит в моду: экологически чистый транспорт должен помочь Евросоюзу достичь цели достичь климатической нейтральности к 2050 году. Это означает, что уровень транспортных выбросов должен снизиться на примерно 90%.
Многие европейские страны, включая Португалию, также включают транспорт с нулевым уровнем выбросов в список приоритетных планов по восстановлению после пандемии — и согласуют их с Еврокомиссией. Глава лиссабонского Дептранса, вице-мэр Лиссабона Мигель Гаспар, так и заявляет: «Мы развиваем созданную 150 лет назад для обслуживания жителей всех наших семи холмов систему, которая теперь имеет ценность как безуглеродный городской общественный транспорт».
В первой половине XX века во многих европейских городах работали обширные трамвайные системы, однако в Западной Европе от них впоследствии отказались из-за проавтомобильной политики. «География не позволила Лиссабону быть в общем тренде», — считает Гаспар. «Были попытки заменить трамваи автобусами, но они оказались не такими манёвренными для узеньких улочек и не смогли заезжать на холмы». Впрочем, несмотря на то, что трамвайная система сохранилась, ей не хватало финансирования, и в 80-е—90-е некоторые линии пришлось закрыть.
В 2017-м городские власти получили управление трамвайной системой в свои руки — до этого сеть принадлежала государству. С тех пор они работают над возвращением былой славы лиссабонскому трамваю, которым ежедневно пользовались по 48 тысяч человек. Так, уже спустя год вернулся закрытый в 1995 году 24-й маршрут, который идёт на север из центра города. Кроме того, там восстанавливают исторические трамваи, некоторым из которых уже почти 100 лет. Впрочем, совсем недавно мэр Лиссабона Фернандо Медина объявил о планах потратить 43 миллиона евро (3,8 млрд рублей) на 15 новых трамваев.
По всей Европе
Такой трамвайный энтузиазм наблюдается по всей Европе: во многих городах или восстанавливают старую сеть, или создают новую.
Как и в Лиссабоне, трамвайный ренессанс наступает в Берлине. Если в восточной части города трамваи ходить и не переставали (спасибо ГДР за это), то в западную они только возвращаются — оттуда их постепенно убирали с 1954 по 1967 год. Теперь городской сенатор по вопросам транспорта и охраны окружающей среды Регине Гюнтер называет продление трамвайных линий в районы бывшего Западного Берлина Кройцберг и Нойкёльн «беспрецедентным развитием трамваев».
Всего на развитие общественного транспорта в Берлине в ближайшие 15 лет планируют потратить 28 миллиардов евро (2,5 триллиона рублей). Значительная доля этой суммы пойдёт именно на развитие трамвая — например, строительство 70 километров путей. По словам Гюнтер, трамваи — хороший способ восполнить пробелы сети городского общественного транспорта, который ещё и дешевле, чем метро. «Трамвай будет играть всё большую роль в новой мобильности Берлина», — утверждает она.
Происходящее в Берлине — это такое отражение всей Европы в миниатюре. В городах бывшего Восточного блока сохранились крупные трамвайные сети (достаточно вспомнить Будапешт, Прагу или Варшаву), а в капиталистической части континента их выпиливали ради новых полос для автомобилей.
В последние десятилетия тренд обратный: в 2004-м трамваи вернулись в английский Ноттингем после 70-летнего перерыва, а в 2017-м возобновилось трамвайное сообщение между Францией и Германией (в Страсбурге и Келе). В Южной Европе восстанавливают и развивают трамвайные сети в Милане и Риме, а испанские чиновники планируют потратить 19,6 миллионов евро (1,75 миллиарда рублей) на продление севильского трамвая, открытого в 1897-м, закрытого в 1960-е и восстановленного в 2007-м.
Исторические вызовы
Хоть трамвайные системы и являются большим активом городов, в которых они остались, то, что они исторические — ещё и препятствие к их развитию. В том же Лиссабоне, по словам Мигеля Гаспара, ходят 62 трамвая, и поскольку они исторические, к ним не применимы современные требования по доступности для маломобильных. Но новые трамваи должны им соответствовать, а также иметь возможность ходить по старым путям особой колеи (900 мм) — и поэтому их придётся изготавливать по спецзаказу. Из-за таких же проблем с доступностью недавно прекратили работу старенькие Татры в Берлине — их заменили низкопольными трамваями.
Помимо расширения трамвайных систем, города стремятся ещё больше снизить уровень выбросов: тяговые подстанции теперь будут работать на возобновляемых источниках энергии. В Лиссабоне появится 2-мегаваттная солнечная электростанция, которая будет питать ⅕ всего городского общественного транспорта.
«Мы хотим сделать наш транспорт „зеленее“ и сократить долю людей, которые приезжают в город на личном автомобиле — сейчас это 54%. Мы хотим, чтобы на машинах приезжала треть людей, и если мы хотим достичь как этой, так и других целей до 2030 года, нужно действовать уже сейчас. И если чиновники Евросоюза хотят, чтобы их программы выполнялись, они должны помогать городам».
Оригинал. Виртуально катался на трамваях Михаил Чижов (а хочется уже вживую). Использованы фото с transphoto.org