Города России уже многие годы захвачены заборами. Тонны металла разных цветов и оттенков можно встретить практически на каждой улице любого города страны. Устанавливая их, нам говорят про безопасность, снижение количества ДТП — ну, вы и сами это неоднократно читали. Всё это к реальности отношения не имеет, а вот пешеходную среду города разрушает и делает улицы только опаснее.
Наши отделения стараются бороться с этой проблемой. Самый наглядный способ её показать — нанести существующие заборы на карту. Ещё одним отделением, которое этим занимается, стало томское. На их карте (работа над ней ещё ведётся) будет видно, какие заборы уже можно демонтировать или заменить зелёными насаждениями, чтобы всё соответствовало ГОСТам (да и вообще здравому смыслу), а какие можно просто убрать, чтобы ходить стало удобнее. Сама карта — часть сайта, посвящённого проблеме заборов в Томске.
Ставить заборы — это не какая-то новая идея, это следствие устаревшей практики разведения потоков. Считалось, что если машины не будут пересекаться с пешеходами, то будет безопасно. Однако многолетний опыт показал, что это не так, и опыт подтверждается, например, исследованиями из Великобритании: после того как там убрали заборы, улицы стали безопаснее.
Причина этому — водитель, видя вместо пешеходов забор, теряет бдительность и позволяет себе ехать быстрее. Это увеличивает как число аварий, так и их тяжесть. Кроме того, при столкновении забор превращается в «шрапнель» и может попасть в пешеходов. Забор может стать опасностью и для людей в автомобиле, протыкая машину и попадая в человека.
Для ограждений нужно очень много пространства, которое можно было бы использовать, например, для велодорожек, деревьев или расширения тротуаров. Заборы создают трудности при выходе из автомобиля, из-за чего приходится парковаться чуть дальше, чтобы открыть дверь. А после нужно ещё и идти вдоль дороги, чтобы выйти к тротуару. А велосипедисты попросту не могут при необходимости спешиться: сбоку забор.
Во время любой уборки с помощью техники забор является помехой, которая либо затрудняет уборку, либо вовсе делает её невозможной, так как снегоуборочной машине не хватает места для въезда на тротуар. Кроме этого, из-за заборов сложно проводить очистку крыш от сосулек или того же снега, потому что нет места для обхода опасной зоны.
Стоит отметить и денежный вопрос. Установка каждой секции стоит порядка нескольких тысяч рублей, а к этому еще прибавляется уход, ремонт, плата за это рабочим. Заборы приходится убирать при проведении коммунальных работ, и даже уборка с ними обходится дороже.
Заборы кардинально меняют облик городов. Они закрывают собой вид на архитектуру, не дают выйти из припаркованной машины на тротуар. Также чаще всего заборы ставят, не пытаясь состыковать с остальной улицей, что также портит ее вид. При этом заборы не способствуют решению проблем безопасности — пешеходы все равно перебегают там, где заборы прерываются, например, на выездах со дворов и на остановках (или просто перелезают через них).
В современном городе заборам вдоль улиц не место, и Томск тоже может стать современным городом без заборов. Если вы из Томска — вы тоже можете помочь нашему отделению быстрее создать актуальную карту противопешеходных ограждений. Напишите куратору проекта Александру или на почту отделения — вам расскажут, как можно помочь.